Воскресенье, 28.04.2024, 16:16
Щучанский район - туризм и активный отдых
                                                                                                                                                                                  Вы вошли как Гость | Группа "Гости" RSS

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Меню сайта

Церковь Флора и Лавра с.Белоярское

Белоярский острог основан в 1682 г. для защиты входа в долину реки Миасс. В первой половине 18 века с быстрым заселением местности значение острога упало. Приводимая Чернавским дата строительства храма Святых Фрола и Лавра 1769 – 1771 гг., по- видимому, относится к деревянной церкви. Каменная построена в конце 18 в. – в первой трети 19 в. В 1881 г. церковь снаружи была оштукатурена цементным раствором. Авторы и строители не установлены. Аналогичной Фроловской церкви является Трёхсветительская церковь в с. Карачельском .

Об истории создания церкви в селе Белоярском Курганской области.

В 1771г. в с. Белоярское была построена деревянная церковь (в настоящее время здесь расположена усадьба Завьялова Сергея Павловича). Но простояла она не долго – сгорела. На сходке, жителями села было принято решение о строительстве новой кирпичной церкви. Чтобы собрать необходимые средства, обратились к жителям окрестных сёл и деревень: Косулино, Куликово, Пивкино, Красноярка и Чесноки. Почтенные старцы съездили в с. Карачелку, где в то время велось строительство церкви. Со строителями договорились, что по завершению строительства они приедут в с Белоярское и построят там церковь. Вот почему эти церкви так похожи.

В архиве Пермской епархии (куда якобы обращался Григорий Дмитриевич Чепелев) есть сведения о строительстве церкви в1771 году, но эта дата строительства деревянной церкви. Это произошло потому, что кирпичную церковь назвали как и деревянную – Флора – Лавровская, в память о Святых Флоре и Лавре, покровителях скота, точнее коневодства.
Икона Св. Флора и Лавра, написанная в конце 15 века, хранится в Третьяковской галерее, в Москве. Написана она мастерами Новгородской школы. Эта школа одна из блестящих «страниц» в истории мировой живописи.
Икона Св. Флора и Лавра – одна из многих новгородских икон, где эти христианские святые наивно использованы, так сказать, в практических нуждах – в качестве покровителей коневодства. Сияющий золотой фон. Наверху, в середине, торжественно – величавая фигура архангела Михаила, мощные тёмные крылья которого образуют широкую дугу. По бокам – Флор и Лавр, чуть ниже – два коня, которых архангел держит на поводу. Ещё ниже – коневоды и целый табун лошадей всех возрастов и мастей. В окраске коней мы видим контрастность: левый – вороной, а правый – белоснежный; у первого коня седло зелёное, а у второго – огненно – красное. Как стройно горделивы, как грациозно выгибают они свои ноги, как прелестны эти кони!

Люди, кони в своём гармоничном сочетании говорят о единстве человека со всем окружающим его миром.

Место для строительства выбрали удачное: в центре села, на возвышении. По воспоминаниям жителей села, к 1812 г. церковь была построена до окон. «Мой дед, - вспоминает Чепелева Алексанра Григорьевна, - помнил жителя нашего села Петра Воробьёва, который частенько «под хмельком» заходил в церковь, когда там работали «богомазы» (художники). Он был прозван в селе хвастуном за те байки о своих «подвигах», которые рассказывал всем, в том числе и «богомазам». Среди тех, кто расписывал церковь, был человек с юмором. Так среди страждующих, идущих на исцеление, (картина была написана на западной стене церкви) появился мужчина, очень похожий на Петра Воробьёва. Людская молва оставила нам и такое предание: черты лица Богоматери на одной из икон были очень схожи с чертами лица одной из женщин села, в которую якобы был влюблён художник.
Колокола для церкви были вылиты на месте, т. е. в селе Белоярском. Самый большой колокол весил 120 пудов (1.920 кг.)
И вот церковь – красавица, как корабль, засияла на солнце. Звон колоколов был прекрасным и мелодичным. Видимо были хорошие мастера по литью колоколов, да и серебра не пожалели. Сохранилось имя звоноря Ильи Окорокова, который виртуозно играл на колоколах. Однажды на Пасху приехал с целью проверки архиерий. Звонарь на колоколах сыграл ему «Барыню», а на второй день – «Казачка». Архиерий был очень тронут и одарил звоноря подарком. Удовлетворён был архиерий и церковным хором, который исполнял молитвы во время службы. «По всей Оренбургской епархии нет такого хора», - так оценил церковный хор архиерий.
У церкви было два входа: с запада и юга, было и два алтаря: один Флора и Лавра, а другой – Ивана – крестителя. Возможно, поэтому в нашем селе престольным праздником было Крещение.
В церкви было красиво и торжественно, как и во всех русских храмах. В дни христианских праздников было много народа. Не только церковь, но и ограда вокруг неё были заполнены людьми. Ограда вокруг церкви была обнесена железной решёткой, которая крепилась между столбами, сложенными из кирпича. На конце железных прутьев сияли украшения из разноцветного стекла, которые переливались в лучах солнца.
В ограде церкви, с южной стороны, были похоронены предки попа Шмотина Николая, который возглавлял церковь до 1917 г. В годы гражданской войны он был на стороне «белых».
Весной 1918 г. бедняки поделили землю, в том числе и церковную. В мае по всей железной дороге от Омска до Челябинска произошёл Чешский мятеж, который поддержали и богатые люди окрестных сёл. Шмотин стал одним из инициаторов отнятия земли у крестьян и наказания их поркой на площади у церкви. Одни говорят, что Н. Шмотин уехал с «белыми», переправившись через р. Миасс на своём красавце – коне. Другие утверждают, что он был расстрелян «красными». Сын его, Валентин Шмотин, в 50-е годы работал директором конезавода в г. Омске. После Николая Шмотина попом стал Ермолов Александр, он был арестован (возможно, после закрытия церкви). Сын его, Пётр, работал воспитателем в детском доме с. Белоярского.
Закрыта церковь в 1933 г. Большинство населения с болью в сердце смотрело за спуском колоколов в 1935г. Руководили этим активисты во главе с Гаврилом Пушкарёвым. Долго не поддавались колокола активистам, но не смогли безмолвные отстоять себя и рухнули на землю. Небольшие были увезены сразу, а большой некоторое время так и лежал на земле, потом и он исчез.
Церковь имела следующий штат: поп, дьякон, трапезник (сторож), который жил в сторожке, пристроенной к церкви; уборщица.

Освещение поруганного Храма 

              

При составлении
материала использованы
рассказы односельчан: Чепелевой Александры Григорьевны и Согриной КлавдииДмитриевны.
Дед Чепелевой А. Г. был знаком с Колокольцевым П.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz