Село Белоярское – церковь в честь Святых Флора и Лавра.
На сходке, жителями села было принято решение о строительстве новой кирпичной церкви. Чтобы собрать необходимые средства, обратились к жителям окрестных сёл и деревень: Косулино, Куликово, Пивкино, Красноярка и Чесноки. Почтенные старцы съездили в с. Карачелку, где в то время велось строительство церкви. Со строителями договорились, что по завершению строительства они приедут в с Белоярское и построят там церковь. Вот почему эти церкви так похожи.
Место для строительства выбрали удачное: в центре села, на возвышении. По воспоминаниям жителей села, к 1812 г. церковь была построена до окон.
Церковь состоит из храма, трапезной, расширенной с севера пределом, и выступающей вперёд колокольней, к основанию которой примыкают два небольших помещения. Главный алтарь - пятигранный, летний в честь Св. Флора и Лавра, второй алтарь – зимний. В честь Власия и Модеста. придельный - полукруглой формой. То есть эта церковь имеет два алтаря.
Белоярская церковь названа в память о Святых Флоре и Лавре, покровителях скота, точнее коневодства.
Икона Св. Флора и Лавра, написанная в конце 15 века, хранится в Третьяковской галерее, в Москве. Написана она мастерами Новгородской школы. Эта школа одна из блестящих «страниц» в истории мировой живописи.
Икона Св. Флора и Лавра – одна из многих новгородских икон, где эти христианские святые наивно использованы, так сказать, в практических нуждах – в качестве покровителей коневодства. Сияющий золотой фон. Наверху, в середине, торжественно – величавая фигура архангела Михаила, мощные тёмные крылья которого образуют широкую дугу. По бокам – Флор и Лавр, чуть ниже – два коня, которых архангел держит на поводу. Ещё ниже – коневоды и целый табун лошадей всех возрастов и мастей. В окраске коней мы видим контрастность: левый – вороной, а правый – белоснежный; у первого коня седло зелёное, а у второго – огненно – красное. Как стройно горделивы, как грациозно выгибают они свои ноги, как прелестны эти кони!
Люди, кони в своём гармоничном сочетании говорят о единстве человека со всем окружающим его миром.
|